Порядок подъема и спуска гидросамолета
Подъем гидросамолета из воды может производиться вручную, тягачом, механической лебедкой или при помощи крана. Вручную подъем гидросамолета производится следующим образом: гидросамолет подводится к спуску кормовой частью плавательных приспособлений, причем в сильный накат его необходимо удерживать при помощи буксировки моторным катером от чрезмерного приближения к спуску.
Под плавательные приспособления при помощи людей, одетых в гидрокостюмы, подводятся тележки или ^укрепляются колеса (в зависимости от конструкции), одновременно укрепляется и хвостовая тележка, за утки лодки или рымы тележки
укрепляются концы для вытаскивания, и люди расстанавливаются шеренгами. При этом чрезвычайно важно, чтобы тянущее усилие по обоим концам было одинаково, иначе возможно заворачивание гидросамолета в одну из сторон, что будет тормозить движение и не исключает разворота на 180°.
Количество потребной рабочей силы для подъема гидросамолета с нормальным уклоном спуска 1:10 ориентировочно можно взять из графика (рис. 177).
В том случае, когда гидросамолет поднимается посредством механической лебедки, после установки тележки или колес на утки или за рЫмы укрепляются усы, которые присоединяются
к тросу лебедки. В месте присоединения усов к тросу лебедки для смягчения рывков целесообразно включить амортизационное устройство.
Когда все готово, по команде руководителя „выбирай® стоящий у лебедки, включив мотор, начинает осторожно выбирать слабину троса, а один из команды, став у дышла хвостовой тележки, направляет движение гидросамолета. У колес при подъеме по спуску идут 2 человека, передвигая все время за колесамив тормозные колодки для предупреждения скатывания гидросамолета при обрыве или случайном стравливании троса. Как только гидросамолет выйдет на маневренную площадку, трос отъединяется, и гидросамолет при помощи выводной команды отводится сторону от спуска для уборки.
В ангаре гидросамолет стоит обычно на тележке или колесах. Движение по ангару и маневренной площадке осуществляется при помощи специальной команды, численность которой зависит от веса гидросамолета и конструкции тележек или колес.
При движении гидросамолета люди располагаются симметрично по обеим его сторонам; хвостовой тележкой управляет один человек. Старший команды, обычно техник, руководит выводкой гидросамолета и подает команды. Скорость движения по маневренной площадке не должна превышать одного метра в секунду, чтобы избежать резких ударных нагрузок при перекатывании через неровности.
Подача гидросамолета на воду производится носом вперед, для того чтобы, запустив моторы, он отошел от спуска без разворачивания. У конца маневренной площадки, перед началом спуска, гидросамолет останавливается, и к нему укрепляется трос лебедки, после чего команда, подав гидросамолет на спуск,
освобождает его; дальнейшее движение гидросамолета происходит посредством потравливания троса лебедки под тормозом.
В этот момент надо следить за тем, чтобы у троса лебедки не было большой слабины, наличие которой может под действием внезапно приложенной нагрузки вызвать обрыв троса. Большая скорость при вхождении гидросамолета в воду недопустима, так как при быстро возрастающем водоизмещении носовой части плавательных приспособлений гидростатическая сила вызывает изгиб корпуса.
Как только гидросамолет войдет в воду, тележка освобождается и убирается при помощи лебедки на маневренную площадку, а гидросамолет швартуется у спуска или переводится на бочку.
Если спуск и подъем гидросамолета производятся при помощи крана, то предварительно следует проверить его грузоподъемность, вылет и скорость подъема, если они ранее не были известны.
Гидросамолет подруливает под подъемное устройство крана, на нем за специальные рымы закладывается подъемный строп и одновременно с концов крыльев или лодки передаются на берег оттяжки. Кран поднимает гидросамолет, разворачивает и ставит на подготовленные на маневренной площадке приспособления для перекатывания. v
При вращении гидросамолета краном посредством оттяжек его совмещают с плоскостью крана, так как он будет стре — ‘ миться все время встать в плоскости ветра и кружиться.
При подъеме гидросамолета с воды во время волнения необходимо установить максимальную скорость подъема, пока он находится на плову полностью или отчасти; начало подъема следует приурочивать кдтому моменту, когда гидросамолет окажется на гребне волны, тогда волна уйдет из-под лодки, и гидросамолет без рывка пойдет вверх.
При спуске краном во время волнения между гаком крана и стропом гидросамолета следует включать аммортизатор достаточной прочности и эластичности, чтобы предохранить его от ударных нагрузок, когда волна уходит из-под частично погруженной лодки или поплавков.